Архив 2008-2014 » 2011 | 05 Сентябрь-октябрь

Ориентир на базовые отрасли

 

В перспективе будущее машиностроительной отрасли Кузбасса зависит от того, сможет ли она найти новые «точки роста» и направления, новые рынки, сохраняя прежнюю специализацию и ориентиры производства.
Ориентация на удовлетворение потребностей угольной промышленности привела к тому, что кузбасское машиностроение из-за сокращения «угольных» заказов в ситуации экономического кризиса, начавшегося осенью 2008 года, снизило объемы производства в 2009 году по сравнению с предыдущим годом более чем на 20%, а на некоторых предприятиях и до 40%.
Машиностроение сильнее других отраслей экономики региона ощутило удар кризиса.
Справочно: машиностроительный комплекс Кемеровской области сегодня — это более 100 различных предприятий — включает в себя несколько подотраслей: горно-шахтное, транспортное, сельскохозяйственное, коммунальное и строительное, а также оборонное машиностроение и, кроме того, приборостроение и автоматику. По данным департамента промышленности, торговли и предпринимательства региона, по результатам 2010 года на долю горно-шахтного машиностроения в Кузбассе приходится 73% продукции, которую выпускают предприятия отрасли. На втором месте — транспортное машиностроение с 14,4%. (см. диаграмму 1). Если учесть, что основную часть продукции транспортного машиностроения сейчас составляют вагоны для перевозки угля, можно сказать, что доля машиностроения, ориентированного на угольную промышленность, в структуре всей отрасли превышает 80%, — это подтверждает доминирование тяжелого машиностроения в регионе. Причем порядка 50% общего объема продукции отрасли в Кузбассе производят примерно двадцать предприятий, подавляющее большинство из которых входят в состав крупных холдинговых структур.
Предприятия по-разному переживали трудное время: одни стремились удержать прежде завоеванные рыночные позиции, другие — осваивали выпуск новых видов продукции и новые направления работы.
В конце 2009 года в машиностроении наметилась стабилизация: начали появляться новые заказы, стали расти объемы инвестиций на модернизацию и разработку новых изделий. В 2010 году рост по сравнению с результатом 2008 года составил почти 21%. (см. таблицу 1). За первое полугодие 2011 года отрасль сумела превысить показатели производства аналогичного периода 2010 года на 27%.
Машиностроение в Кемеровской области находится в фазе развития. Наиболее высокие темпы роста демонстрирует сейчас транспортное машиностроение. По данным Кемеровостата, за январь-июнь 2011 года объем производства транспортных средств и оборудования в регионе составил 5,5 миллиарда рублей, что только на 5,6% уступает суммарному объему производства за 2010 год.
На железнодорожных вагонах в Кемеровской области сейчас специализируются три предприятия: ОАО «Новокузнецкий вагоностроительный завод», «Кузбасская вагоностроительная компания» — филиал ОАО «Алтайвагон», КВРП «Новотранс».
Реформа ОАО «Российские железные дороги», выход на рынок большого числа частных компаний-перевозчиков в среднесрочной перспективе стимулируют спрос на вагоны всех типов, в том числе полувагонов для перевозки угля, цистерн для транспортировки горюче-смазочных материалов и т. д. Это, в свою очередь, приводит к стремительному развитию производства подвижного состава и профильных ремонтных центров.
Рост объемов производства транспортного машиностроения за три последних года составил более чем в 5,5 раза. Теперь на первый план проблем в транспортировке грузов выходит не дефицит вагонов, а слабая транспортная инфраструктура и ее пропускная способность. Недостаток маневрового состава и обслуживающих бригад, а также недостаток подъездных путей стали основной проблемой для развивающейся промышленности региона.
Кузбасс также имеет и самую мощную по протяженности автомобильную сеть дорог (около 7 тыс. км), и поэтому актуальной становится и автомобильная тема. В прошлом году группа компаний «МаррТЭК» ввела в эксплуатацию в Ленинск-Кузнецком районе автосборочный завод «КузбассАвто», который занимается сборкой автобусов и грузовых автомобилей на шасси Hyundai.
Кемеровский завод КОРМЗ продолжает производство снего­уборочных и коммунальных машин на базе «КамАЗ», ООО «Юргинский машзавод» продолжает выпуск крановой техники на различных шасси, тракторную сельхозтехнику. Недавно выпустил первую прицепную автоцистерну для перевозки жидких видов топлива, и готовится к производству выпуск цистерн для нефтебитумов. Для Кемеровской области, насыщенной транспортной инфраструктурой, все эти направления очень перспективные.
Устойчиво в Кузбассе продолжают работать производители электротехнической продукции (ООО «Электромашина» (г. Кемерово), ООО «ПО «Кузбассэлектромотор», ООО «Электропром» (г. Прокопьевск), коммунальной и строительной спецтехники (на базе ОАО «КОРМЗ» и ООО «Юргинский машзавод», ООО «Кузбасс/Лифт»), предприятия, выпускающие тензодатчики, весоизмерительные и весодозирующие системы (ООО «Инженерный центр «АСИ» (г. Кемерово) и ЗАО «Сибтензоприбор» (г. Топки).
Ожидается, что в краткосрочной перспективе в регионе получит дальнейшее развитие транспортное машиностроение. Обсуждается ряд проектов по производству новых типов вагонов, подземного конвейерного и монорельсового транспорта. Предполагается, что расширится выпуск сельскохозяйственных машин и строительной техники. Не обойдется без машиностроения и наиболее злободневная тема — переработка промышленных и бытовых отходов. Также в планах — наладить изготовление обрабатывающего инструмента из новых материалов.
Однако, несмотря на тенденцию к диверсификации, основным вектором развития регионального машиностроения по-прежнему остается угольная промышленность.
Выпуск горно-шахтного оборудования (ГШО) и другой продукции, ориентированной на потребности ведущей отрасли экономики области, несмотря на жесткую конкуренцию со стороны иностранных компаний, является базовой специализацией машиностроителей региона. Достаточно сказать, что крупнейшее по числу работающих машиностроительное предприятие области, ООО «Юргинский машзавод» (5,8 тыс. работающих), специализируется в последние годы на выпуске именно горно-шахтного оборудования. По информации отдела машиностроения департамента промышленности, торговли и предпринимательства Кемеровской области, доля ГШО в общем объеме производства завода на данный момент колеблется в районе 60%.
Машиностроение традиционно выступает в качестве вспомогательной, или «подсобной», отрасли по отношению к другим отраслям. Кузбасское машиностроение в силу ряда объективных и субъективных обстоятельств обслуживает рынок полезных ископаемых. И предпосылок того, что положение дел может резко поменяться, на сегодня не просматривается. По крайней мере, до тех пор, пока угледобыча доминирует в экономике Кемеровской области.
«Вспомогательный» статус вместе с тем подразумевает опережающее развитие машиностроения по отношению к тем отраслям, которые служат местом приложения продукции его деятельности. Фактически машиностроение создает ту техническую базу, что определяет будущее нескольких отраслей промышленности, включая природоохранные мероприятия и переработку отходов. Вопрос: способно ли кузбасское машиностроение на данном этапе выполнять задачу опережающего инновационного развития?
По данным некоммерческой организации «Ассоциация машиностроителей Кузбасса», несмотря на ежегодное (кроме 2009 года) увеличение объемов выпуска продукции, открытие новых производств, удельный вес инновационной продукции в общем объеме производства кузбасского машиностроения, остается крайне низкой: в 2010 году — это 2,5% в целом по отрасли. Для сравнения: максимальную долю инновационных товаров в прошлом году произвели предприятия транспортного машиностроения — 7%. В сфере электротехники инновации вообще мизерны. Чтобы увеличивать долю производства инновационной машиностроительной продукции в регионе, прежде всего надо сформировать дееспособную инфраструктуру внедрения инноваций в промышленное производство и попытаться сообща находить пути решения актуальных проблем машиностроительной отрасли: от подготовки кадров до кооперации и координации в продвижении интересов предприятий на внутреннем и внешнем рынках.
На региональном уровне, опираясь на полномочия, которыми обладают субъекты РФ, предпринимаются попытки определить некие векторы развития и формы поддержки регионального машиностроения. В частности, строится каркас взаимодействия вузовской науки с ведущими предприятиями, разрабатывается совместно с Кемеровским научным центром программа развития машиностроения региона, куда войдут ведущие научные разработки КемНЦ СО РАН.
Как говорит заместитель губернатора Кемеровской области по промышленности, транспорту и предпринимательству Сергей Кузнецов, «сегодня мы можем твердо сказать: в Кузбассе машиностроение есть и нам его удалось сохранить в кризис — это самое главное, теперь на той основе, которую сумели сохранить, нужно развивать дальше. Чтобы наше машиностроение было актуальным, интегрированным в экономику Кузбасса, России и мира». 
Цель поставлена. Машиностроителям предлагают начать. Своими силами.
Андрей Гребенников, 
начальник отдела машиностроения департамента промышленности, торговли и предпринимательства Кемеровской области

 

В перспективе будущее машиностроительной отрасли Кузбасса зависит от того, сможет ли она найти новые «точки роста» и направления, новые рынки, сохраняя прежнюю специализацию и ориентиры производства.

Ориентация на удовлетворение потребностей угольной промышленности привела к тому, что кузбасское машиностроение из-за сокращения «угольных» заказов в ситуации экономического кризиса, начавшегося осенью 2008 года, снизило объемы производства в 2009 году по сравнению с предыдущим годом более чем на 20%, а на некоторых предприятиях и до 40%.

Машиностроение сильнее других отраслей экономики региона ощутило удар кризиса.

Справочно: машиностроительный комплекс Кемеровской области сегодня — это более 100 различных предприятий — включает в себя несколько подотраслей: горно-шахтное, транспортное, сельскохозяйственное, коммунальное и строительное, а также оборонное машиностроение и, кроме того, приборостроение и автоматику. По данным департамента промышленности, торговли и предпринимательства региона, по результатам 2010 года на долю горно-шахтного машиностроения в Кузбассе приходится 73% продукции, которую выпускают предприятия отрасли. На втором месте — транспортное машиностроение с 14,4%. (см. диаграмму 1). Если учесть, что основную часть продукции транспортного машиностроения сейчас составляют вагоны для перевозки угля, можно сказать, что доля машиностроения, ориентированного на угольную промышленность, в структуре всей отрасли превышает 80%, — это подтверждает доминирование тяжелого машиностроения в регионе. Причем порядка 50% общего объема продукции отрасли в Кузбассе производят примерно двадцать предприятий, подавляющее большинство из которых входят в состав крупных холдинговых структур.

Предприятия по-разному переживали трудное время: одни стремились удержать прежде завоеванные рыночные позиции, другие — осваивали выпуск новых видов продукции и новые направления работы.

В конце 2009 года в машиностроении наметилась стабилизация: начали появляться новые заказы, стали расти объемы инвестиций на модернизацию и разработку новых изделий. В 2010 году рост по сравнению с результатом 2008 года составил почти 21%. (см. таблицу 1). За первое полугодие 2011 года отрасль сумела превысить показатели производства аналогичного периода 2010 года на 27%.

Машиностроение в Кемеровской области находится в фазе развития. Наиболее высокие темпы роста демонстрирует сейчас транспортное машиностроение. По данным Кемеровостата, за январь-июнь 2011 года объем производства транспортных средств и оборудования в регионе составил 5,5 миллиарда рублей, что только на 5,6% уступает суммарному объему производства за 2010 год.

На железнодорожных вагонах в Кемеровской области сейчас специализируются три предприятия: ОАО «Новокузнецкий вагоностроительный завод», «Кузбасская вагоностроительная компания» — филиал ОАО «Алтайвагон», КВРП «Новотранс».

Реформа ОАО «Российские железные дороги», выход на рынок большого числа частных компаний-перевозчиков в среднесрочной перспективе стимулируют спрос на вагоны всех типов, в том числе полувагонов для перевозки угля, цистерн для транспортировки горюче-смазочных материалов и т. д. Это, в свою очередь, приводит к стремительному развитию производства подвижного состава и профильных ремонтных центров.

Рост объемов производства транспортного машиностроения за три последних года составил более чем в 5,5 раза. Теперь на первый план проблем в транспортировке грузов выходит не дефицит вагонов, а слабая транспортная инфраструктура и ее пропускная способность. Недостаток маневрового состава и обслуживающих бригад, а также недостаток подъездных путей стали основной проблемой для развивающейся промышленности региона.

Кузбасс также имеет и самую мощную по протяженности автомобильную сеть дорог (около 7 тыс. км), и поэтому актуальной становится и автомобильная тема. В прошлом году группа компаний «МаррТЭК» ввела в эксплуатацию в Ленинск-Кузнецком районе автосборочный завод «КузбассАвто», который занимается сборкой автобусов и грузовых автомобилей на шасси Hyundai.

Кемеровский завод КОРМЗ продолжает производство снего­уборочных и коммунальных машин на базе «КамАЗ», ООО «Юргинский машзавод» продолжает выпуск крановой техники на различных шасси, тракторную сельхозтехнику. Недавно выпустил первую прицепную автоцистерну для перевозки жидких видов топлива, и готовится к производству выпуск цистерн для нефтебитумов. Для Кемеровской области, насыщенной транспортной инфраструктурой, все эти направления очень перспективные.

Устойчиво в Кузбассе продолжают работать производители электротехнической продукции (ООО «Электромашина» (г. Кемерово), ООО «ПО «Кузбассэлектромотор», ООО «Электропром» (г. Прокопьевск), коммунальной и строительной спецтехники (на базе ОАО «КОРМЗ» и ООО «Юргинский машзавод», ООО «Кузбасс/Лифт»), предприятия, выпускающие тензодатчики, весоизмерительные и весодозирующие системы (ООО «Инженерный центр «АСИ» (г. Кемерово) и ЗАО «Сибтензоприбор» (г. Топки).

Ожидается, что в краткосрочной перспективе в регионе получит дальнейшее развитие транспортное машиностроение. Обсуждается ряд проектов по производству новых типов вагонов, подземного конвейерного и монорельсового транспорта. Предполагается, что расширится выпуск сельскохозяйственных машин и строительной техники. Не обойдется без машиностроения и наиболее злободневная тема — переработка промышленных и бытовых отходов. Также в планах — наладить изготовление обрабатывающего инструмента из новых материалов.

Однако, несмотря на тенденцию к диверсификации, основным вектором развития регионального машиностроения по-прежнему остается угольная промышленность.

Выпуск горно-шахтного оборудования (ГШО) и другой продукции, ориентированной на потребности ведущей отрасли экономики области, несмотря на жесткую конкуренцию со стороны иностранных компаний, является базовой специализацией машиностроителей региона. Достаточно сказать, что крупнейшее по числу работающих машиностроительное предприятие области, ООО «Юргинский машзавод» (5,8 тыс. работающих), специализируется в последние годы на выпуске именно горно-шахтного оборудования. По информации отдела машиностроения департамента промышленности, торговли и предпринимательства Кемеровской области, доля ГШО в общем объеме производства завода на данный момент колеблется в районе 60%.

Машиностроение традиционно выступает в качестве вспомогательной, или «подсобной», отрасли по отношению к другим отраслям. Кузбасское машиностроение в силу ряда объективных и субъективных обстоятельств обслуживает рынок полезных ископаемых. И предпосылок того, что положение дел может резко поменяться, на сегодня не просматривается. По крайней мере, до тех пор, пока угледобыча доминирует в экономике Кемеровской области.

«Вспомогательный» статус вместе с тем подразумевает опережающее развитие машиностроения по отношению к тем отраслям, которые служат местом приложения продукции его деятельности. Фактически машиностроение создает ту техническую базу, что определяет будущее нескольких отраслей промышленности, включая природоохранные мероприятия и переработку отходов. Вопрос: способно ли кузбасское машиностроение на данном этапе выполнять задачу опережающего инновационного развития?

По данным некоммерческой организации «Ассоциация машиностроителей Кузбасса», несмотря на ежегодное (кроме 2009 года) увеличение объемов выпуска продукции, открытие новых производств, удельный вес инновационной продукции в общем объеме производства кузбасского машиностроения, остается крайне низкой: в 2010 году — это 2,5% в целом по отрасли. Для сравнения: максимальную долю инновационных товаров в прошлом году произвели предприятия транспортного машиностроения — 7%. В сфере электротехники инновации вообще мизерны. Чтобы увеличивать долю производства инновационной машиностроительной продукции в регионе, прежде всего надо сформировать дееспособную инфраструктуру внедрения инноваций в промышленное производство и попытаться сообща находить пути решения актуальных проблем машиностроительной отрасли: от подготовки кадров до кооперации и координации в продвижении интересов предприятий на внутреннем и внешнем рынках.

На региональном уровне, опираясь на полномочия, которыми обладают субъекты РФ, предпринимаются попытки определить некие векторы развития и формы поддержки регионального машиностроения. В частности, строится каркас взаимодействия вузовской науки с ведущими предприятиями, разрабатывается совместно с Кемеровским научным центром программа развития машиностроения региона, куда войдут ведущие научные разработки КемНЦ СО РАН.

Как говорит заместитель губернатора Кемеровской области по промышленности, транспорту и предпринимательству Сергей Кузнецов, «сегодня мы можем твердо сказать: в Кузбассе машиностроение есть и нам его удалось сохранить в кризис — это самое главное, теперь на той основе, которую сумели сохранить, нужно развивать дальше. Чтобы наше машиностроение было актуальным, интегрированным в экономику Кузбасса, России и мира».

Цель поставлена. Машиностроителям предлагают начать. Своими силами.

Андрей Гребенников,
начальник отдела машиностроения департамента промышленности, торговли и предпринимательства Кемеровской области

 

 

 

 


Главная » Архив 2008-2014 » 2011 | 05 Сентябрь-октябрь » Ориентир на базовые отрасли

Просмотров всего 1945551 сегодня 374 вчера 433 сейчас 9