Архив 2008-2014 » 2011 | 05 Сентябрь-октябрь

Система «врастания в коллектив»

Из 32 000 программ, реализуемых высшими учебными заведениями РФ, программа Юргинского технологического института (филиала) Национального исследовательского Томского политехнического университета 130400.65 «Горное дело» вошла в число лучших.

Эта новость не могла не привлечь внимания «УК», поэтому за более подробной информацией обратились к директору института Андрею Борисовичу Ефременкову.

— В чем уникальность программы?

— Я бы сказал, что для российского высшего образования уникальна вся система практико-ориентированной подготовки студентов (по которой мы работаем) в целом, хотя в западных странах она довольно развита, — говорит Андрей Борисович. — Неотъемлемой частью учебного процесса является инженерно-производственная практика. За шестилетний период обучения четыре семестра (3-й, 5-й, 7-й и 9-й) студент в первой половине дня работает на предприятии (проходя, таким образом, производственную практику), а учится во вторую. Во время учебы успешно подкрепляет теорией полученные трудовые навыки.

— Как вы оцениваете преимущества такой системы обучения?

— Мы выпускаем действительно практико-ориентированных специалистов, которые владеют всеми необходимыми навыками и умениями.

К тому же, проходя практику на предприятии, наши студенты вырастают до уровня достаточно серьезных специалистов в своем деле. Еще находясь на учебе в институте, они работают и помощниками мастеров, и мастерами, и технологами, конструкторами.

— С моей точки зрения, это — весьма востребованная в наше время система подготовки. Она была разработана сотрудниками вашего вуза?

— Нет, это не наше ноу-хау. Подобная система обучения была развита в высокоразвитых странах: Франции, Германии. В России к ней появился интерес в 30-х годах, когда в СССР началась ускоренная индустриализация, а специалистов не хватало. Трудящиеся эффективно повышали уровень образования и квалификации, днем учились, а вечером работали и наоборот.

По такой интегрированной системе, основанной на личном участии студентов в производственном процессе, построено обучение в Московском государственном индустриальном университете, например. Схема ее достаточно хорошо описана во многих методических пособиях, правда, она не так распространена, как хотелось бы…

— Интересно следующее: молодые парни и девушки сегодня достаточно претенциозны, многие поступают в вуз именно для того, чтобы уйти от рабочих профессий и занять после его окончания «чистую» должность инженера. Не зазорно им работать вместо учебы?

— А мы им сразу все объясняем. Практика нужна как раз не для того, чтобы всю жизнь стоять у станка или держать сварочные перчатки в руках, а для полного понимания процессов, с которыми связана будущая деятельность.

И, честно говоря, молодежи все это очень интересно. Парни и девушки в возрасте 18-19 лет хорошо понимают, что знание рабочего процесса не в теории, а на практике необходимо инженеру в его деятельности.

— Наверняка такая система обучения очень помогает в трудоустройстве?

— Безусловно. За время, пока наш студент учится на практике, он, образно говоря, «врастает в коллектив» и не желает с ним расставаться, остается.

К слову, по этой причине мы не можем удовлетворить все заявки промышленных предприятий, а условия там бывают, поверьте, вполне достойные.

— Расскажите про предприятия, где студенты проходят практику. Трудно ли было начать сотрудничество?

— На первом этапе было непросто. Но сегодня многие сами заинтересованы в сотрудничестве! Что, кстати, напоминает ситуацию в Германии. Когда я там был, обратил внимание, что ход событий в наших странах дублируется. Профессиональных технических кадров не хватает. И промышленники хотят как можно раньше заполучить студента, обучить его, «воспитать». Ведь готовый инженер, получивший хорошее образование и практически подкованный, может менять места работы в поисках идеального, с его точки зрения, варианта. А молодой практикант, прикипевший к наставнику, к коллективу, как правило, остается верным и преданным этой фирме.

— На протяжении всей истории вашего вуза ему здорово помогало базовое предприятие — Юргинский машиностроительный завод?

— Да, наш институт в принципе нацелен на подготовку для машиностроения по специальностям: технология машиностроения, оборудование и технология сварочного производства, горные машины и оборудование, металлургия черных металлов…

Юргинский технологический институт всегда был основным поставщиком кадров для машзавода. Но вот что характерно — когда на заводе в связи с конверсией прошло значительное сокращение, его работники устроились в другие — малые и средние — предприятия, причем фактически на те же самые профессии машиностроения. И они оказались очень востребованными.

— Как давно вы применяете новую практико-ориентированную форму обучения? Сколько выпускников, образованных по ней, работает на предприятиях Кузбасса и России?

— Напомню, что в качестве учебно-консультационного пункта институт был создан в 1957 году, а внедрением системы обучения, на основе которой мы работаем, начал заниматься в 1989 году первый директор вуза, доктор технических наук, профессор Валериан Тимофеевич Федько. Уникальный, очень неравнодушный человек, которого, к сожалению, уже нет в живых. Получается, что она реализуется на практике более 20 лет. За это время выпустили свыше 3 000 специалистов, даже наверняка приблизились к цифре 4 000.

— Сегодня многие вузы испытывают проблемы с набором абитуриентов. Как обстоят дела у вас?

— На протяжении всего года очень активно занимаемся разъяснительной работой. Поэтому результаты хорошие и перспективы довольно оптимистичные. Например, в последнее время огромный интерес к нам проявили предприятия Казахстана, и мы хотим более плотно поработать в этом направлении.

А основной «PR» Юргинского технологического института — это наши выпускники. За примерами далеко ходить не надо. Сегодня ко мне зашла наша выпускница — нашла отличную работу в Санкт-Петербурге и очень довольна. Молодой человек переехал в Сургут и очень хорошо зарекомендовал себя там. Директор предприятия теперь не перестает нам звонить: «Нужны такие специалисты!»

— Случается, что студенты проходят практику в городах Новосибирской или даже более отдаленной области. В это время они обучаются дистанционно?

— Действительно, у нас имеется возможность отправлять группы лучших студентов на несколько месяцев на практику в другие города. Но в данном случае можно говорить лишь о «точечной» подготовке самых сильных студентов, с которыми мы работаем по индивидуальному плану. Что касается дистанционной формы обучения — думаю, за ней будущее.

— Институт занимается серьезной научной деятельностью. Последняя научно-практическая конференция была посвящена теме машиностроения и вызвала большой интерес на форуме. Расскажите о ней.

— Каждый год у нас проводится около 5 конференций разного уровня (вплоть до международного). Особенность последней, про которую вы говорите, заключается в следующем: она была проведена на деньги гранта Министерства образования России. Не без гордости скажу, что мы получили его, опередив сильнейшие российские вузы, в том числе МВТУ им. Баумана. Эта конференция была российского масштаба, и мы привлекли около 150 докладчиков со всей России.

— Согласно реформе, вузы начинают готовить не только специалистов, но бакалавров и магистров. Юргинский технологический институт не отстает от процесса реформирования?

— В текущем году мы начали набор на бакалавров. Как вы знаете, на их подготовку уходит 4 года, и эти студенты, в принципе, нацелены на продолжение учебы в магистратуре (к открытию которой мы тоже готовимся).

Сегодня наша задача заключается в том, чтобы готовить бакалавра не хуже уровня специалиста. И я думаю, это получится. В последнее время активно занимались разработкой методических образовательных программ, и они получились, как видите, успешно.

— Я думаю, что распространенное мнение о том, что в Сибири нет равных вашему политеху, должно быть очень приятным для вас. Как это получается, учитывая относительно небольшие размеры города Юрга (население — около 80 000 человек)?

— А размеры города полностью компенсируются его географическим положением. Мы можем привлекать к образовательному процессу лучших педагогов-горняков из КузГТУ и Института угля, лучших «металлургов» — из СибГИУ, «строителей», «экономистов» из Томского политехнического института, «аграриев» из Сибирской сельскохозяйственной академии…

Благодаря высокому уровню педагогики, методикам образования, благодаря практико-ориентированной системе, про которую мы поговорили, я абсолютно уверен в своих выпускниках. Следуя традициям Томского политехнического университета, мы даем образование, которое соответствует национальному стандарту качества. Это успели оценить сами выпускники и их работодатели.

Главная » Архив 2008-2014 » 2011 | 05 Сентябрь-октябрь » Система «врастания в коллектив»

Просмотров всего 1926187 сегодня 268 вчера 601 сейчас 16