Архив 2008-2014 » 2012 | 01 Январь-февраль

Кузбасс и Россия прирастут углем

24 января председатель правительства РФ Владимир Путин на совещании, состоявшемся в администрации Кемеровской области, подписал чрезвычайно важную для страны и Кузбасса программу развития горнодобывающей отрасли до 2030 года. Добыча «черного золота», согласно ей, должна увеличиться на 100 миллионов тонн. Общий объем финансирования программы составит 3,7 триллиона рублей, из которых 251,8 миллиарда рублей — бюджетные средства. Программа, как ожидается, позволит усилить безопасность на шахтах и обеспечить горнякам достойную зарплату, соответствующую их нелегкому труду.

Рекордные плюс 100

Рабочее совещание было посвящено обсуждению итогов реструктуризации и перспектив развития угольной промышленности. В нем приняли участие заместитель председателя правительства Игорь Сечин, министр энергетики Сергей Шматко, губернаторы ряда регионов, представители федеральных органов исполнительной власти, а также энергетических, металлургических, машиностроительных, инфраструктурных и иных компаний частного сектора.

Основные вопросы: послекризисное восстановление отрасли, модернизация, освоение новой техники, повышение производительности труда, развитие транспортной инфраструктуры, решение социальных проблем горняков. Ожидалось, что по результатам совещания будет принят стратегический документ — Долгосрочная программа развития угольной промышленности до 2030 года, доработанная после обсуждения на заседании президиума правительства в апреле 2011 года.

Открывая совещание, Путин отметил, что сейчас угольная отрасль России находится на подъеме. За последние 10 лет, к примеру, добыча угля увеличилась примерно на четверть, объем его экспорта — почти в 3 раза. На долю Кузбасса приходится около 57% угледобычи в стране — по итогам 2011 года этот показатель составил более 192 миллионов тонн, что существенно выше наилучших показателей советского периода.

В целом отрасль показывает хорошие результаты. Общая прибыль предприятий составила в прошлом году более 122 млрд руб., рост более чем в полтора раза.

Положительная тенденция отмечается и в темпах роста заработной платы работников угледобывающих предприятий. Так, уровень прироста зарплаты шахтеров в 2011 году составил 20%. «Этот показатель выше, чем в любой другой производственной отрасли России», — подчеркнул глава правительства.

А ведь в 1990-е кое-кто был не прочь поставить на угольной отрасли крест как на бесперспективной!

Так как «пациент скорее жив, чем мертв», уже в ближайшее время государству и бизнесу предстоит реализовать комплекс мероприятий, который позволит продолжить увеличивать объемы добычи угля. По данным экспертов, в следующие 10 лет ожидается значительный рост спроса на уголь как в России, так и за ее пределами. В связи с этим ставится задача увеличить добычу угля до 2030 года на 100 миллионов тонн. По итогам прошлого года уровень годовой добычи «черного золота» в России составил около 330 миллионов тонн. Соответственно к 2030 году он должен достичь отметки в 430 миллионов (к слову, ожидаемый прогноз добычи ниже называвшихся прежде цифр в 514-544 миллиона тонн в проекте программы развития угольной отрасли по состоянию на начало марта 2011 года). Добыча угля к этому времени будет вестись на 82 разрезах и 64 шахтах, а уровень производительности труда в 5 раз превысит показатель 2010 года (9000 тонн и 1880 тонн на одного работника соответственно). За весь период действия программы будет введено 505 миллионов тонн новых и модернизированных мощностей по добыче угля — при выбытии 375 миллионов тонн мощностей неперспективных и убыточных предприятий и сокращении уровня износа основных фондов с 70-75% до 20%.

Стоимость программы развития угольной отрасли оценена в 3,7 триллиона рублей (из них 251,8 миллиарда — бюджетные, это менее 10%, то есть планируется выйти на новый уровень государственно-частного партнерства). Первый этап — до 2015-го, второй — до 2020-го, третий — до 2030 года).

Угольные пути-дороги

— Мы должны быть готовы удовлетворить спрос, — подчеркнул председатель правительства. — Речь идет о создании новых дорог и портов. Рост объема перевозок возможен также за счет модернизации существующих железных дорог. Необходимо снять инфраструктурные ограничения — железнодорожные пробки, неэффективное использование вагонов (в настоящее время запасы добытого топлива на складах некоторых крупных предприятий в 3 раза превышают нормативы). Сегодня также нужно увеличивать количество подвижного состава, развивать логистику управления грузопотоками на железной дороге, в том числе с использованием системы ГЛОНАСС.

Путин предложил для координации перевозок угля железнодорожным транспортом создать саморегулируемую организацию, аналогичную «Совету рынка», действующему в сфере электроэнергетики.

Крупнейшие грузоотправители по результатам работы совещания подписали соглашение с ОАО «РЖД» (президент — Владимир Якунин) и госкорпорацией «Внешэкономбанк» (председатель — Владимир Дмитриев) по развитию инфраструктуры перевозок. 24 крупнейших грузоотправителя из различных отраслей промышленности (от их имени подпись под документом поставил председатель совета директоров ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» Андрей Бокарев) формируют более 80% всех железнодорожных грузов. При этом долгосрочные обязательства грузоотправителей увязаны с обязательствами железнодорожников по модернизации необходимой инфраструктуры, в том числе при инвестиционной поддержке институтов развития. Соглашение предусматривает обеспечение полного вывоза грузов, предъявляемых грузоотправителем, за счет увеличения пропускных способностей железнодорожных линий. Угольщики, в свою очередь, определяют потребность в увеличении пропускных способностей железных дорог и оценивают возможную окупаемость данных проектов, а также пути финансирования.

Как отметил Путин, «соглашение является новым механизмом обеспечения интересов как грузоотправителей, так и транспортников в целях решения главной задачи — социально-экономического развития страны».

Реализация мероприятий в идеале приведет к снижению транспортных затрат и повышению эффективности поставок угля. Так, средняя дальность перевозки угольной продукции сократится в 1,2 раза, в том числе на внутреннем рынке — в 1,4 раза. Для снижения влияния дальности перевозки будет развиваться местное использование добываемых углей, намечается создание ряда энерготехнологических комплексов, позволяющих перейти к комплексному освоению ресурсов угольных месторождений.

(О том, что застарелая проблема взаимоотношений транспортников и угольщиков будет решаться непросто, общественности напомнили уже 13 февраля: Западно-Сибирская железная дорога — филиал ОАО «РЖД» — заявила о том, что «обеспокоена сложившейся ситуацией по вывозу угля из Кузбасса». По данным предприятия, за 8 суток февраля угледобывающими компаниями недогружено потребителям 468 тыс. тонн угольной продукции. В числе причин ситуации названы несоответствие качества имеющегося угля требованиям контрактов, неудовлетворительная работа с подвижным составом, недостатки в оперативном планировании погрузки. — Авт.)

Безопасность превыше всего

Долгосрочная программа состоит из восьми подпрограмм и учитывает мероприятия действующих федеральных целевых программ, отраслевых стратегий и уже принятые решения правительства в отношении угольной отрасли. Одним из центральных является вопрос повышения безопасности шахтерского труда. Поэтому принято решение уже в 2012 году напрямую направить из федерального бюджета еще порядка 500 миллионов рублей на финансирование НИОКР (научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ) как раз в этой сфере. Деньги пойдут на разработку и внедрение современных средств индивидуальной защиты и спасения горняков, а также на создание комплексных систем управления безопасностью шахт.

То, что этой проблеме в последнее время уделяется повышенное внимание на предприятиях, отметил и председатель правительства:

— Стоит подчеркнуть, что уровень травматизма в настоящее время сократился, при том, что производственные показатели сегодня находятся на рекордно высоком для отрасли уровне.

Другие важнейшие направления программы: решение вопросов экологической безопасности, серьезное ускорение внедрения новых, наиболее современных технологий добычи, переработки и обогащения угля.

Так, в целях повышения эффективности работы и решения социальных проблем в угольной отрасли с 2006-го по 2011 год более 17,5 тысячи семей была оказана поддержка по улучшению жилищных условий, проведена реконструкция 180 объектов социальной инфраструктуры, осуществлено переселение более 3,5 тысячи семей из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, организовано дополнительное пенсионное обеспечение более 98 тысяч человек. В целом в рамках программы около 80% финансовых средств направляются на реализацию социально значимых мероприятий.

В 2012 году на продолжение программы реструктуризации угольной промышленности правительство РФ выделит более 5 миллиардов рублей. Средства в том числе пойдут на переселение шахтерских семей, а также на обеспечение бесплатным углем для бытовых нужд всех, кто имеет право на его получение. А до завершения реструктуризации в 2015 году еще 4,5 тысячи семей будет оказана поддержка по улучшению жилищных условий, и 800 семей будут переселены из районов Крайнего Севера. Общий объем необходимого финансирования на все мероприятия для завершения реструктуризации оценивается в 34,3 миллиарда рублей.

В качестве еще одного приоритета по развитию угольной отрасли Путин назвал внедрение современных технологий добычи, переработки и обогащения угля, что, в свою очередь, позволит увеличить доходность и будет способствовать увеличению новых рабочих мест.

Например, предусматривается создание устойчивой инновационной системы для обеспечения угольной отрасли прогрессивными отечественными технологиями и оборудованием, научно-техническими и инновационными решениями. При создании новых центров угледобычи предусматривается обязательное строительство современных обогатительных фабрик. В целом по России уровень обогащения намечается довести до 60% (с 40% в настоящее время). Всего же различным видам переработки (сортировка, обогащение, глубокая переработка, газификация) будет подвергаться более 80% добываемого угля.

Справка:

За последние 10 лет в Кузбассе привлечено в угольную промышленность почти 360 млрд рублей инвестиций, построено 53 новых, современных предприятия по добыче и переработке угля, оснащенных самыми передовыми средствами безопасности.

Сейчас в Кузбассе действует 117 шахт и разрезов. Производительность труда по сравнению с 2002 годом выросла в 1,6 раза. За 10 лет создано более 20 тысяч новых профильных рабочих мест, в 5 раз увеличена зарплата в отрасли — до 32 тыс. рублей. Объем переработки по итогам 2011 года составил 130 млн тонн, или 68% всего добытого угля. Для обслуживания современной техники вводятся сервисные центры, в том числе таких известных фирм, как «Комацу» (Япония), «Белавто» (Белоруссия), «Джой Глобал» (США). Создание этих сервисных центров непосредственно в регионе дает гарантию бесперебойной работы техники, а значит — бесперебойной работы угольной отрасли в целом.

Александр ПОНОМАРЕВ

Владимир Путин знает, как управлять проходческим комбайном

В ходе рабочей поездки в Кемерово 24 января премьер-министр РФ Владимир Путин ознакомился с новыми обучающими технологиями Центра подготовки кадров (ЦПК) «Южкузбассугля» и даже лично управлял компьютерным 3D-тренажером проходческого комбайна.

Экспозиция, где демонстрировались современные системы и средства безопасности для угольных предприятий, проходила в администрации Кемеровской области. Делегация ЦПК «Южкузбассугля» представляла на ней одну из своих последних разработок — компьютерный 3D-тренажер проходческого комбайна АВМ-20.

Владимир Путин с большим интересом познакомился с обучающими технологиями «Южкузбасс-

угля». Заинтересовался настолько, что лично взял в руки пульт от тренажера проходческого комбайна и несколько минут управлял им в режиме тренировки.

— Даже чтобы просто запустить комбайн в работу, надо проделать целый ряд операций: включить систему орошения комбайна и гидронасос, запустить резцовую коронку и перегружатель, подъехать к забою, «зарубиться» и начать его обработку, — говорит представлявший тренажер Алексей Червяков, начальник отдела разработки и сопровождения технических средств обучения ЦПК «Южкузбассугля». — Эти навыки вырабатываются многократными тренировками. Премьер-министр, впервые взяв в руки пульт проходческого комбайна, справился с его управлением и после ряда уточняющих вопросов высоко оценил нашу разработку.

Кроме того, с обучающими технологиями ЦПК, а это не только тренажеры, но и мультимедийные учебники, действующие макеты, познакомились делегации во главе с министром образования РФ Андреем Фурсенко и заместителем министра финансов РФ Александром Новаком. Последний также попробовал себя в роли горняка, который учится управлять проходческой техникой.

— АВМ-20 относится к комбайнам непрерывного действия, способным одновременно проводить отбойку горной массы, погрузку и анкерование, — поясняет особенности нового тренажера Алексей Червяков. — Этот комбайн дополнительно оснащен шестью установками для бурения шпуров под анкеры кровли и бортов выработки. Набор функций у нового тренажера в два раза больше, чем у предшественников — проходческих комбайнов АМ-75, АМ-105 и П-110, также созданных в ЦПК.

— Мало оснастить шахты дорогостоящим оборудованием — надо еще научить людей безопасно и эффективно на нем работать, — считает Иван Фомин, директор ЦПК «Южкузбасёсугля». — Как только проходческая техника непрерывного действия появилась на шахтах

ЕВРАЗа, специалисты нашего центра начали разработку нового тренажера с полным программным обеспечением под такое оборудование.

Елена Зайченкова

Главная » Архив 2008-2014 » 2012 | 01 Январь-февраль » Кузбасс и Россия прирастут углем

Просмотров всего 1969502 сегодня 27 вчера 668 сейчас 15