Архив 2008-2014 » 2010 | 02 Март-апрель

Уголь в дорогой оправе

Добыча угля все чаще обеспечивает инвестициями другие секторы экономики

Немногие компании, чья основная деятельность связана с добычей и переработкой угля, демонстрируют широту интересов в иных сферах экономики, порою совершенно не связанных между собой. И хотя за рубежом таких примеров довольно много, но в Кузбассе, где традиционно почти вся экономика замыкается на уголь, такая разносторонность кажется если не чудачеством, то достаточно рискованным экспериментом.

Тем не менее, такие компании у нас уже есть. Одна из них — ООО «МаррТЭК», которая недавно ввела в строй свое первое угольное предприятие — разрез «Степановский» в Новокузнецком районе, запустила предприятие по сборке автобусов в Ленинско-Кузнецком районе, а также… славится качеством молока, которое производит на своих фермах в Промышленновском районе.

Только ли экономическими соображениями вызван такой разносторонний интерес? Генеральный директор компании Александр Васильевич Цыбрий считает, что настоящим делом движет не только сиюминутная выгода.

Александр Васильевич Цыбрий: «На сборке автобусов работу получили 20 % сельских жителей, думаю, что их число только вырастет»

— Мы действительно добываем уголь, собираем автобусы, занимаемся производством молока и даже разводим свиней. Если говорить о первопричинах такого выбора деятельности, то одна из них заключается в желании помочь людям быть востребованными. Главный лозунг компании: «Сохраняя ценности — создаем будущее». У нашего губернатора более широкое видение проблем региона, поэтому, после того как мы познакомили областную администрацию с нашими планами, нам предложили несколько вариантов развития бизнеса. Мы согласились и думаем, что не прогадали.

Разумеется, основой нашей деятельности была и остается добыча угля. В начале февраля текущего года мы ввели в эксплуатацию разрез «Степановский» с запасами 19,5 миллиона тонн угля. Там построен хороший административно-бытовой комбинат с душевыми и сауной.

Пока среднемесячная добыча на этом предприятии составляет 10 тысяч тонн в месяц. Планируем, что до конца года сможем довести объем добычи угля до 600 тысяч тонн в год, а в последующие годы выйти на уровень 1–1,2 миллиона тонн угля в год.

Поставки угля тоже разложены по многим направлениям. Часть топлива мы поставляем для бытовых нужд населения нашей области. Другую часть везем на ТЭЦ в России, а остальное — в ближнее и дальнее зарубежье.

— Однако одним разрезом ваши планы не ограничиваются?

— Ведутся проектные работы по освоению Хмелевского месторождения угля с запасами 475 миллионов тонн. Надеемся в следующем году приступить к строительству шахты мощностью 6 миллионов тонн угля в год. Основная задача — сделать это производство безотходным, чистым, с современными технологиями.

Для этого в проекте заложена углеобогатительная фабрика и небольшая ТЭЦ для сжигания отходов углеобогащения, а также шахтного метана. Энергией с этой ТЭЦ мы планируем обеспечить не только свое производство, но и реализовывать ее на свободном рынке. Кроме того, отходы производства направить на выпуск строительных материалов. Пуск этого предприятия состоится в 2014 –2015 году. Рабочие места на нем получат более 2,5 тысячи человек. К слову сказать, продукция нашего сельскохозяйственного производства найдет в этом случае устойчивый сбыт.

— То есть не зря вкладывали инвестиции в сельскохозяйственное направление? 

— У нас в этом секторе работают 79 человек. Они содержат 260 голов племенных коров и около 900 свиней. В свое время в сельхозартели «Кузбасс» Промышленновского района мы отремонтировали животноводческие помещения, закупили технику, оснастили их современным оборудованием, и сейчас сдаем высококачественную продукцию на молочный завод по вполне хорошей цене — 12 рублей за литр.

А вот с зерном пока только одни проблемы. Урожайность в нашем хозяйстве была одной из самых высоких в области — 36 центнеров с гектара, но реализовать урожай по приемлемой цене пока так и не удалось. Ждем, что ситуация на зерновом рынке изменится в лучшую сторону.

— И все-таки один вид вашей деятельности у всех на виду — это автобусы с названием «KUZBASs». Как будет развиваться это производство дальше? 

— Что касается завода «Кузбасс­авто», то в прошлом году для него было закуплено 10 комплектов автобусов. Рабочих на завод набирали в городе Ленинске-Кузнецком и в близлежащих селах. Опыта по сборке ни у кого не было, тем не менее, люди разобрались и дело пошло. Мы собрали эти машины, показали специалистам по сертификации, которые отметили высокое качество сборки.

Недавно наша компания подписала контракт с компанией «Хендай моторс» на производство 800 автобусов двух моделей на 18 и 34 места. Первые 30 комплектов уже поступили на сборочные площади завода. 14 апреля 2010 года официально завод будет введен в эксплуатацию. В течение ближайших лет мы планируем собирать до 1,5–2 тысяч автобусов в год. Есть потенциал и для сборки малотоннажных грузовиков на 3–5 тонн. Думаем серьезно развивать это направление, хотя это не такое простое дело, каким казалось поначалу.

Александр Сусоев

Справка

Компания «МаррТЭК», председателем совета директоров которой является сенатор от Республики Алтай Ралиф Сафин, начала работать в Кузбассе два года назад, выступая в качестве многоотраслевого инвестора. Разрез «Степановский» — первое угольное предприятие компании. Заработная плата на разрезе составит в среднем 24 тыс. рублей в месяц, через год планируется ее увеличение на 15 %. Уже сейчас здесь создано более 120 рабочих мест. С выходом на проектную мощность будет создано еще 210 новых рабочих мест. В этом году платежи разреза в бюджет области и внебюджетные фонды составят более 10 млн. рублей.

«МаррТЭК» обязуется своевременно проводить рекультивацию нарушенных земель, посадку лесополос и озеленение сельской территории района. Это тем более важно, что новое угольное предприятие создано практически в пригороде крупнейшего в Кемеровской области города — Новокузнецка, экологический ландшафт которого, в силу гипертрофированной индустриализации, давно уже представляет опасность для нормальной жизни.

В этом году для сокращения расходов на транспортировку угля (пока он вывозится автомобилями до ближайшей железнодорожной станции) компания планирует построить в Новокузнецком районе железнодорожную станцию и погрузочный комплекс мощностью 1 млн. тонн угля. Стоимость этого проекта оценивается в 250–300 млн. руб., его реализация позволит экономить на перевозке угля до 4 долларов на 1 тонну.

Кроме того, 280 млн. руб. в этом году будет направлено в проектирование и подготовку строительства шахты на участке Хмелевской в Ленинск-Кузнецком районе. Ее строительство планируется начать в середине 2011 года.

Главная » Архив 2008-2014 » 2010 | 02 Март-апрель » Уголь в дорогой оправе

Просмотров всего 1799770 сегодня 403 вчера 475 сейчас 8