Архив 2008-2014 » 2010 | 03 Май-июнь

Специалиста заказывали?

Речь пойдет о разработке стандарта общего образования, начатой в соответствии с решением Правительства Российской Федерации в 2005 году. Специальность № 130400 — «горное дело», согласно подписанному президентом России документу, уже приобрела особый статус: изучение ее не может длиться менее 5 лет. То есть «горняком» невозможно стать после бакалавриата — исключительно по окончании т.н. «специалитета» (напомним: согласно реформе высшего образования, оно будет давать возможности подготовки бакалавров (4 года), магистров (2 года после бакалавриата) и специалистов (5 лет обучения). «Горное дело» по степени сложности и важности приравнивается, таким образом, к специальностям ядерной промышленности, космического освоения, самолетостроения и военного дела.

Авторы новой Концепции стандарта образования уверены в необходимости общественного диалога о целях, задачах системы образования и требованиях, предъявляемых к ней всеми заинтересованными сторонами, в частности, работодателем. Естественно, что состояться такой обмен мнениями должен бы ДО принятия стандартов, чтобы окончательный их вариант устраивал все стороны: выпускника, вуз, предприятие и общество.

Впрочем, возможность корректировки некоторых дисциплин уже заложена в программу обучения и, что интересно, предприятия активно пользуются случаем. Вот что говорит, в частности, начальник отдела развития персонала ОАО УК «Южный Кузбасс» Галина Аббасова:

— На протяжении трех лет мы стараемся нарисовать портрет выпускника вуза. Проводим опрос среди практикантов: «Чего вам не хватило в период обучения в вузе, что бы вы хотели добавить к учебному процессу?». С другой стороны, опрашиваем и наставников: «Что бы вы хотели получить от выпускника?». По результатам такого опроса уже была проведена корректировка учебных программ (в рамках часов, которые можно было скорректировать) в КузГТУ. Были увеличены часы практических занятий, добавлены семинары по иностранному языку.

«Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений и навыков, определяемых содержанием базовых дисциплин, позволяет студенту получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и для продолжения профессионального образования в аспирантуре… Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают общеобразовательную программу подготовки специалиста», — говорится в предлагаемом к рассмотрению документе Концепции. И еще: «Основная образовательная программа должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее 30 процентов вариативной части суммарно по циклам» — то есть студент вправе самостоятельно решать, какими именно полезными знаниями усилить свой образовательный уровень.

На следующую особенность содержания стандартов образования для специальности «горное дело» обращает внимание заведующий секцией взрывного дела горного факультета СибГИУ доцент Игорь Машуков:

— Новый подход виден из использования нового слова «компетенция». Разумеется, это понятие присутствовало и раньше, но обозначалось терминами «знания», «умения». «Компетенция» расширяет понятия, она, в отношении общекультурного образования, представлена 22 пунктами. При этом каждое предприятие — «потребитель» наших выпускников — способно отрегулировать пункты, усиливая их или акцентируя внимание, к примеру, на безопасность.

Итак, согласно Концепции, выпускник должен обладать многими общекультурными компетенциями (ОК), в частности:

  • обобщать, анализировать, воспринимать информацию, ставить цели и выбирать пути ее достижения;
  • быть готовым к категориальному видению мира, уметь дифференцировать различные формы его освоения;
  • логически последовательно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь;
  • быть готовым к кооперации с коллегами, работе в коллективе;
  • вести переговоры, устанавливать контакты, урегулировать конфликты;
  • проявлять инициативу, находить технические и организационно-управленческие решения и нести за них ответственность;
  • использовать нормативные правовые документы в своей деятельности;
  • стремиться к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства;
  • уметь критически оценивать свои личностные качества, намечать пути и выбирать средства развития достоинств и устранения недостатков;
  • осознавать социальную значимость своей будущей профессии, иметь высокую мотивацию к выполнению профессиональной деятельности;
  • критически осмысливать накопленный опыт, изменять при необходимости профиль своей профессиональной деятельности… и еще 11 пунктов, касающихся в большей степени гражданственности.

Теперь о профессиональных компетенциях. В принципе, большинство из них остаются без изменения; однако любопытно усиление следующей позиции:

— выпускник-горняк обязан владеть основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, в том числе при разработке планов ликвидации аварий.

Необходимо обратить внимание также на увеличение часов по следующим дисциплинам, которые рассматриваются как базовые и обязательны для изучения: «Безопасность жизнедеятельности», «Основы горного дела» с обязательным наличием разделов по видам геотехнологий (подземная, открытая, строительная и трудоемкостью не менее 12 зачетных единиц), «Безопасность ведения горных работ и горноспасательное дело» (трудоемкость не менее 4 зачетных единиц), «Аэрология горных предприятий» (трудоемкость не менее 4 зачетных единиц), «Технология и безопасность взрывных работ» (трудоемкость не менее 4 зачетных единиц).

И последний, крайне важный момент: «Итоговая государственная аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы и государственный экзамен, в состав которого обязательно должны быть включены дисциплины (модули дисциплин), обеспечивающие формирование компетенций в области обеспечения безопасности горных и буровзрывных работ, экологической безопасности производств.

— Тема безопасности крайне редко выносится на дипломную защиту, — комментирует этот пункт Концепции Игорь Машуков. — Подчеркивание ее значимости обязательно привлечет к ней внимание, что, в свою очередь, не может не отразиться на дальнейшем производственном поведении выпускника.

Главная » Архив 2008-2014 » 2010 | 03 Май-июнь » Специалиста заказывали?

Просмотров всего 1797505 сегодня 90 вчера 482 сейчас 8