Архив 2008-2014 » 2011 | 01 Январь-февраль

Расщепление угля

В начале года губернатором Кемеровской области было подписано соглашение о социально-экономическом сотрудничестве с ЗАО «Шахта «Беловская». Оно предусматривает строительство в Кузбассе первого в России энергоугольного комплекса. Новое соглашение в корне отличается от всех других документов такого рода, поскольку содержит пункты о научном, технологическом и экологическом развитии нового предприятия. О том, что кроется за этими терминами, «УК» рассказали председатель совета директоров ЗАО «Шахта «Беловская» Георгий Краснянский, заместитель директора Российского Федерального ядерного центра ВНИИЭФ Владимир Рогачев и вице-президент акционерной финансовой корпорации «Система» Игорь Темиров.

Краснянский: То, что в делегации есть ученые известных научных организаций, и ядерного центра в том числе, говорит о серьезности наших намерений во взглядах на стратегию развития угольной промышленности Кузбасса. В ее основе будут лежать инновационные технологии, которые позволят отрасли быть самодостаточной.

До сего дня угольные компании нацелены на экспорт сырья. Но ориентир только на экспортные поставки имеет серьезный минус, потому что атлантическое направление будет иметь серьезные ограничения, поскольку в Европу прокладываются трубопроводы для транспортировки природного газа. К тому же там хотят развивать добычу сланцевого газа. К этому надо добавить транспортные расходы, которые уже составляют до двух третей стоимости угля для конечного потребителя. А это — недополученная прибыль и неосуществленные инвестиции.

Но дело не только в том, что уголь приходится везти за тысячи километров от места его добычи. Везти приходится топливный ресурс, который можно было бы перерабатывать на месте. Ведь чем глубже переработка в России — тем больше прибыли получат экспортеры, и тем самым в бюджеты всех уровней будет уплачено больше налогов. Отрасль должна ориентироваться на собственные силы.

Как бы парадоксально это ни звучало, но при наличии огромных запасов топлива Кузбасс является энергодефицитным регионом. Поэтому мы считаем, что каждое крупное угольное предприятие должно иметь свою электростанцию. Для этого нужно ориентироваться на свои проекты, поскольку импортное оборудование, в конечном счете, окажется очень дорогим и по запчастям, и по обслуживанию.

Мы рассматриваем уголь как огромный региональный ресурс. Сегодня мы способны на месте перерабатывать весь добытый уголь и получать из него полукокс, который может использоваться не только металлургами, но и другими отраслями промышленности.

Два года назад мы подписали соглашение о сотрудничестве с научными учреждениями. Сейчас они активно работают над решением проблем по рациональной добыче и использованию угля. В общей сложности в реализацию проекта энергоугольного кластера будет инвестировано 7,5 миллиарда рублей.

Рогачев: Я впечатлен посещением угольного разреза. Это не только грандиозная картина, но и высокая технологическая дисциплина и культура труда. В отрасли много нерешенных задач, но для того и существует наука, чтобы развязать сложные технические проблемы. Не надо надеяться, что это за нас сделают зарубежные ученые. Это сугубо наша задача. Мы уже имеем опыт сотрудничества в решении вопросов, связанных с космосом, работаем с КамАЗом, с авиацией, с атомной энергетикой, РЖД, а теперь вот и с угольной промышленностью.

Мы взялись за проект по глубокой переработке угля и получению электроэнергии на месте добычи топлива — разрезе «Караканский-Западный». Еще один проект — создание канатно-ленточного конвейера, который позволит отказаться при транспортировке добытого угля от тяжелых самосвалов и тем самым сэкономить дизтопливо и снизить себестоимость добычи.

Темиров: Нас привлекла в этом проекте инновационная составляющая. На первый взгляд, уголь — довольно традиционный вид топлива. Но, когда мы познакомились с проблемой поближе, убедились, как много интересного в нем еще содержится. Нам дают полную свободу для реализации самых прорывных идей. Поэтому в решении этих задач нам помогают наши партнеры — специалисты Ядерного центра из города Саров.

С их помощью мы хотим провести расчеты физических и химических процессов. В свою очередь, АФК «Система» обладает возможностью интегрировать очень сложные проекты в единое целое. Наша задача — довести идеи ученых до реального воплощения. Создание концепций и расчетов — это только начало проекта. Затем начинается изготовление проекта, его апробация, эксплуатация и т.д. Предполагается очень широкая кооперация.

В проекте участвуют много подрядчиков, поставщиков, и мы надеемся привлечь к работе ученых Кузбасса. В общем, постоянно ищем научные кадры и творческие силы.

Думаем, что «Шахта «Беловская» станет своеобразным полигоном для внедрения многих инновационных решений. Например, АФК «Система» совместно с государством развивает проект ГЛОНАСС. И мы хотим использовать возможности космической связи для контроля за работой будущего кластера.

Краснянский: Все, что будет создано учеными для «Шахты Беловская», может быть легко тиражировано для других угольных предприятий. Например, на угольном разрезе нам необходимо транспортировать на вскрышных работах колоссальные объемы глины и отказаться от большегрузных самосвалов, которые год от года становятся все более затратными.

Подсчитано, что для обеспечения разрезом добычи в 3 миллиона тонн в год нам потребуется вскрыть 492 миллиона кубометров глины и горной породы и перевезти все это в отвал. Надеемся, что полная конвейеризация производства и поточная технология позволят выполнять работу с меньшими издержками. Себестоимость продукции при этом снизится примерно на 40%.

Справка

В конце 2010 года в строй действующих был введен первый объект будущего энергетического комплекса — разрез «Караканский-Западный». В перспективе в него войдут шахта, обогатительная фабрика, завод по производству полукокса, работающая на угле и горючем газе электростанция, а также система по улавливанию и захоронению углекислого газа и завод строительных материалов, сырьем для которого станут отходы электростанции.

В строительство разреза и развитие производства уже вложено около одного миллиарда рублей, а в 2011 году ЗАО «Шахта «Беловская» намерена довести их до 1,4 миллиарда.

Вложения в создание безопасных условий труда и общий объем социальных выплат трудящимся вырастут в 4 раза — соответственно до 7,4 и 12 миллионов рублей. Средняя зарплата работников увеличится на 10% и достигнет почти 34 тысяч рублей.

На разрезе «Караканский-Западный» в 2011 году планируется увеличить объем добычи угля до 3 миллионов тонн. На предприятии будет создано дополнительно 169 рабочих мест.

Для увеличения добычи угля и активного строительства других предприятий будущего кластера компания приступила к строительству железнодорожной ветки с выходом на Западно-Сибирскую железную дорогу.

 

Главная » Архив 2008-2014 » 2011 | 01 Январь-февраль » Расщепление угля

Просмотров всего 1857364 сегодня 165 вчера 505 сейчас 4