Архив 2008-2014 » 2009 | 04 Декабрь

Ключ к безопасности труда

Настоящий специалист, считающий себя профессионалом, постоянно самосовершенствуется, он постоянно учится чему-то новому. Если, скажем, врач перестает отслеживать новости медицинской науки, он становится ремесленником, увеличивая риск своей врачебной ошибки. Инженер, хорошо знающий инструкции ТБ и владеющий расчетами, но не умеющий оценивать риски меняющейся ситуации своей рабочей среды, не способен принять правильное решение. А это может привести к аварии. И приводит…

Сегодня в обстановке быстроменяющегося технологического мира проблема сокращения разрыва между профессиональными базовыми знаниями и умением руководить людьми и обстоятельствами приобретает актуальнейшее значение.

Об этом наш корреспондент беседует с ректором Кемеровского регионального института повышения квалификации специалистов угольной и энергетической отраслей промышленности кандидатом технических наук, доцентом Юрием Федченко.

— Юрий Анатольевич, пора поближе познакомиться с деятельностью вашего института, который существует уже более сорока лет.

— Мы работаем под эгидой Министерства энергетики РФ и представляем систему дополнительного образования, которая предназначена для того, чтобы наши специалисты, ИТР, руководители предприятий получали к базовым профессиональным дополнительные знания, применение которых обеспечивает нормальную, безопасную работу предприятий. Только этим обеспечивается профессиональная компетентность. Ведь технологии в наших отраслях стремительно меняются. И мы должны соответствовать их уровню, обучать специалистов, идя в ногу со временем. Но для этого надо сознавать и признавать, что у многих работников предприятий существует проблема нехватки знаний в сфере принятия управленческих решений, оценки рисков, но не в финансовой сфере, где всё достаточно разработано, а в сфере производственного менеджмента.

Признайтесь (да это и так всем хорошо известно!), что как только что-то случается — авария, катастрофа, пожар, у нас начинается путаница причины со следствием. И сколько бы мы ни переживали трагедий, чаще занимаемся ликвидацией последствий аварий, чем работаем над их предупреждением. Возьмите последнюю аварию на шахте «Ульяновской». Почему так получилось? В чем причина такой низкой профессиональной компетенции работников шахты? Что это — отсутствие необходимых знаний или другие причины, не связанные с опасным производством? Вот в этом мы видим нашу миссию — дать дополнительные профессиональные знания, которые помогают предотвращать всякие неприятности на производствах.

— По каким главным темам работает ваш институт, чему учите людей?

— У нас есть четыре основных направлений — это охрана труда, промышленная безопасность, экологическая безопасность и менеджмент в сфере управления предприятия.

Мы сегодня готовы реализовывать все необходимые образовательные программы, готовы работать с предприятиями. Постоянно разрабатываем и вводим в учебный процесс новые технические средства обучения, которые позволяют более быстро усваивать материал. Применяем интерактивные методы обучения. Со своей интеллектуальной продукцией мы ежегодно участвуем на международных выставках, где получаем соответствующее признание и награды. Вот и в нынешнем декабре опять будем выставлять свои новые продукты, к примеру, электронные учебники и другие пособия, которые мы готовим сами. У нас создан полный цикл учебно-методического обеспечения всего учебного процесса. Само время заставляет нас самим заниматься созданием учебников и методических пособий, соответствующих сегодняшним самым актуальным задачам.

— Вы изучали зарубежный опыт дополнительного образования: как вы его оцениваете?

— Если сравнивать систему дополнительного образования Запада с нашей, то мы находимся на хорошем уровне. Да, у них есть чему поучиться, и прежде всего системности в этой работе, и они более оснащены технически различными средствами. Но главное — качество такого образования. И здесь они определенно нас опережают. Дело в том, что за рубежом система дополнительного образования в сфере опасных производств строго обязательна для младшего и среднего звена управленческого персонала, программы обучения направлены на удовлетворение нужд и потребностей производства, которые определяются самим предприятием. У нас же этот вопрос формализован до уровня директив в части не только тематики, но и количества часов, отводимых на каждую тему. Поэтому мы видим, что повысить качество обучения и соответственно профессиональную компетентность можно только через изменение стратегии к требованиям обучающих программ.

— Интересно, а что происходит у нас в Кузбассе? Как складываются у вас отношения с угольными компаниями?

— В целом хорошие. Более ста угольных организаций сегодня работают с нами. среди которых хотелось бы отметить ОАО «СУЭК-Кузбасс», ОАО «Южный Кузбасс», ОАО «Кокс», ОАО «СДС», ОАО «Распадская угольная компания», ОАО «Междуречье», ОАО «ПО Сибирь-Уголь», ОАО «УК Кузбасс­разрезуголь», которые являются лидерами в своей деятельности, в том числе на международном уровне. В этих компаниях сегодня сформировался менеджмент, который соответствует международным стандартам. Для нас это не только престижно, но и стимулирует постоянно работать над собой, чтобы соответствовать уровню их требований. А это, я хочу сказать, не так просто. Кроме того — мы не только сами учим, но и через общение с работниками эти организаций сами получаем новые знания, которые затем реализуем в программах обучения. Например, я сам лично как горный инженер смотрю новую горную технику не только на выставках, но и непосредственно в работе в шахте и разрезах. Это же делают наши штатные преподаватели. Таким образом, сформировались не только долговременные партнерские отношения, но культура в сфере дополнительного образования. В принципе, мы сегодня готовы обсуждать тему корпоративного образования.

— Кто у вас обучается, кроме кузбассовцев?

— Так как мы являемся региональным институтом, то мы в рамках целевых федеральных программ обучаем специалистов всех территорий Восточной и Западной Сибири.

— Итак, еще раз подчеркнем главную задачу вашего института.

— Да, в общем, всё просто и… довольно сложно. Мы в основном не повышаем квалификацию инженеров, мы повышаем уровень их компетентности и квалификацию в сфере управления производством. Речь идет о специалистах, которые заняты на каких-либо руководящих должностях, которым приходится управлять людьми и производством и принимать ответственные решения в конкретных ситуациях. Особенно это касается работников низшего и среднего уровней управления. По нашим оценкам, их роли сегодня в организационной структуре управления в сфере производственного менеджмента на угольных предприятиях недостаточны. В системе управления возникает сегодня множество новых, порой неожиданных вопросов. И проблема в том, что у этих специалистов есть между уровнем базового образования и владением управленческих навыков. Этот недостаток мы и пытаемся ликвидировать. В этом наша главная функция.

Американцы говорят: есть горная наука — но есть и горное искусство, т.е. должны быть профессиональные знания и профессиональная интуиция. Поэтому все наши учебные программы нацелены на то, чтобы наши специалисты научились правильно оценивать конкретную производственную ситуацию и принимать самое правильное решение.

Справка

Ежегодно Институт обучает 5,5 тысяч специалистов — это руководители и специалисты предприятий ТЭКа.

Учебный процесс осуществляют 24 высококвалифицированных штатных преподавателя, из которых половина имеют научные степени докторов и кандидатов наук. Большинство из них имеют большой опыт работы в угольной отрасли. Помимо штатных преподавателей привлекаются более 360 специалистов угольных предприятий, научных институтов, вузов Кемерово и области.

Институт имеет учебные аудитории и лаборатории на 350 мест, библиотеку в 38 тысяч томов, электронные базы данных, видеотехнику, Интернет, компьютерный класс на 20 ПК , благоустроенное общежитие на 64 места и свою столовую.

Подготовил Евгений Багаев

Главная » Архив 2008-2014 » 2009 | 04 Декабрь » Ключ к безопасности труда

Просмотров всего 1794426 сегодня 482 вчера 526 сейчас 9