Архив 2008-2014 » 2011 | 03 Май-июнь

Необходима совместная деятельность!

Виктор Ившин, генеральный директор Северокузбасского машиностроительного завода, заслуженный машиностроитель РФ: регулярно читаю журнал "Уголь Кузбасса", как машиностроитель ищу статьи о новой горной технике и новых технологиях, интервью заказчиков и профессионалов. Короткая и емкая статья А. Сусоева "Не только ГШО" заинтересовала особо, и захотелось продолжить разговор.

Виктор Ившин, генеральный директор Северокузбасского машиностроительного завода, заслуженный машиностроитель РФ

Если коротко напомнить, то в Общественной палате Кемеровской области прошли слушания по теме "Машиностроительный комплекс Кузбасса. Проблемы и пути развития". Выводы страшные: 20 лет назад в Кузбассе было 114 тысяч машиностроителей, сегодня их осталось около 30 000, почти в 4 раза меньше. Скорее всего, такие же показатели в оборонке. Во сколько же раз уменьшилось количество инженеров, конструкторов, технологов, механиков, а также руководителей, профессионалов-управленцев, квалифицированных госслужащих?!

Даже мировой кризис сегодня оценивается отсутствием технократов во власти и политике, там все больше юристов, финансистов, артистов, спортсменов и просто случайных людей. Но это итоги. А что делать, где пути решения?

Первое — это вспомнить, что первую в мире механизированную крепь изготовили и испытали в Тульской области, в Подмосковном угольном бассейне, первые комбайны были изготовлены нашими инженерами и рабочими.

Сегодня многие нас догнали и перегнали, но потенциал пока еще есть. Кадры решают все! (Известный путь).

Неоднократно бывая за границей, на десятках лучших машиностроительных фирм Германии, Англии, Южной Кореи, Польши, подметил несколько интересных закономерностей. Довольно часто, а в Германии почти стандарт, когда специалисты работают парами. Убеленный сединами инженер, а рядом молодой — будущий крутой конструктор, технолог или менеджер. Молодые специалисты-инженеры, как правило, сразу получают достойную зарплату, в 2 раза выше квалифицированных рабочих, но это только в первый год, по контракту, а далее как получится, кто как себя проявит. Подрасти она, конечно, может, но также и упасть вдвое, или приходится искать другую работу. Абсолютное большинство постоянно учатся — новым программам проектирования, новым технологиям, второму-третьему языку и тому подобному.

Специальность инженера необходимо поднять на самый высокий уровень. Инженеры — прежде всего, если мы хотим поднять и развить машиностроение, химию, переработку, энергетику и всю промышленность.

Второй очень важный момент, который сегодня недооценивается, — это совместная работа заказчиков (шахт, объединений), проектировщиков, которых практически не осталось, и непосредственно заводов и фирм. Заказчики сегодня не заинтересованы создавать новую технику — считают, что проще и лучше купить уже готовую у известных и неизвестных зарубежных фирм.

Можно много рассуждать на эту тему, но проще разработать план новый техники и технологий (НИОКР), согласовать, утвердить и выполнить. Там сразу встанет вопрос: а кто будет разрабатывать, кто конструктор? Вопрос сегодня очень сложный, но ясно, что "убеленные сединой" и молодые инженеры.

Решить можно все, надо ставить задачи и добиваться их выполнения, но для начала надо их конкретно поставить и утвердить, в том числе финансовую часть. Изготовить новую машину или модернизировать хорошо забытую старую сегодня, когда износ активной части основных фондов (станков) 70-80%, не просто, но можно.

Главной особенностью современного проектирования во всем мире сегодня являются применение готовых решений, комплектация новой техники покупными изделиями, в том числе импортными, высокого технического уровня. Довольно часто новая машина на 70-80% состоит именно из новых покупных изделий, и этого не надо бояться. Правда, заказчик это тоже должен понимать, сделать солидную предоплату для закупки комплектующих.

Заводам и фирмам остается сделать 20-30% своих узлов, в том числе по кооперации с другими солидными фирмами, то есть как минимум они должны иметь четверть современных станков и технологий, а изношенный станочный парк еще поработает на черновых работах и при ремонте простой старой техники.

В целом получается красивая картина и вполне не безнадежная.

Опыт совместной работы власти и собственников у нас в Кузбассе очень богатый и положительный, осталось перенести его на индустриальный уровень. Основными заказчиками для машиностроителей Кузбасса, конечно, должны оставаться угольщики региона, а далее экспорт машин в Казахстан, Украину, Узбекистан и другие страны. Безусловно, если коммунальщики, стройиндустрия и другие отрасли решатся составить совместные планы НИОКР, то машиностроение пойдет вширь. Здесь не надо забывать, что две третьих сегодняшней горной техники так или иначе применяются во многих отраслях: конвейеры, дробилки, гидравлика, электродвигатели и тому подобное.

В июне заказчики, проектировщики, заводы и фирмы вновь, уже традиционно, встретятся на международной выставке "Уголь России и Майнинг" в Новокузнецке, возможно, там появятся новые проекты и планы, и, конечно же, мы увидим много новой и не совсем новой техники.

Наш завод готовится показать новую самоходную буровую машину СБМ43, созданную по заказу ОАО "Угольная компания "Северный Кузбасс" для шахты "Березовская" совместно с ООО "Машиностроительная компания "Ильма" и другими партнерами. Машина предназначена для бурения опережающих скважин при проходе горных выработок и любых дегазационных скважин в автоматическом и радиоуправляемом режиме. Ждем новых заказов.

 

Главная » Архив 2008-2014 » 2011 | 03 Май-июнь » Необходима совместная деятельность!

Просмотров всего 1858373 сегодня 218 вчера 486 сейчас 6